Социальный заказ
Нормативные документы и методические материалы
Федеральные документы
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2023 года № 871
О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р (о Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 1230-р
О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 апреля 2023 года № 302
(Зарегистрирован 24 мая 2023 года № 73417)
Информационно-методическое письмо об организации в соответствии с Законом о социальном заказе реализации дополнительных общеобразовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)
Приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2023 года № 06-545
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 568
Об утверждении Правил выдачи единого социального сертификата на получение двух и более государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти
Постановление Правительства РФ от 8 июля 2021 года № 1144
Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 № 183
(ред. от 11 марта 2022 года)
Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 года № 1694
Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 года № 1678
О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189
(ред. от 28 декабря 2022)
Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467
(с изменениями на 2 февраля 2021 года)
Региональные документы
Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)» в Оренбургской области в соответствии с социальными сертификатами
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 19 июля 2023 года № 01-21/1090
Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных образовательных программ (общественной экспертизы) на соответствие Требованиям государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)»
Приказ Министерства образования Оренбургской области от 29 июня 2023 года № 01-21/1007
Об утверждении порядка формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области, и отчета об их исполнении
Постановление Правительства Оренбургской области от 3 февраля 2021 года № 44-пп
(с изменениями на 27 декабря 2022 года)
Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании государственного заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере на территории Оренбургской области
Постановление Правительства Оренбургской области от 3 февраля 2021 года № 43-пп
(с изменениями на 24 января 2023 года)
Ответы на вопросы, поступившие от органов государственной власти субъектов Российской Федерации (первая часть)
Февраль 2023, Министерство финансов Российской Федерации
Федеральный уровень
Региональный уровень
Приказ о создании регионального модельного центра дополнительного образования детей в Оренбургской области
О наполнении ЕАИС ДО
Муниципальный уровень
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко»»
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
в Оренбургской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по созданию и функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области
Составители:
Антюфеева Н.К. – заместитель директора ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко
Курочкина О.А. – директор Регионального модельного центра дополнительного образования детей в Оренбургской области
Рецензент:
Воронина Ю.В. – начальник отдела дополнительного образования министерства образования Оренбургской области, к.п.н., доцент
Методические рекомендации по созданию и функционированию муниципальныхопорных центров дополнительного образования детей на территории Оренбургской области / сост. Н.К.Антюфеева, О.А.Курочкина. – Оренбург, 2020. – 25 с.
- методических рекомендациях рассматриваются вопросы, раскрывающие организационные условия для создания и функционирования муниципальных опорных центров дополнительного образования детей на территории Оренбургской области. Методические рекомендации помогут расставить акценты в понимании требований к деятельности муниципального опорного центра как современного механизма проектного управления развитием муниципальной системы дополнительного образования детей в целях обеспечения достижения показателей развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Оренбургской области, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В рекомендациях представлен модельный пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих запуск нового формата управления системой дополнительного образования детей на муниципальном уровне.
Настоящие методические рекомендации адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и сотрудникам муниципальных опорных центров дополнительного образования детей Оренбургской области.
Содержание
2.1. Модельное Положение о МОЦ.. 11
2.2. Модельный план работы МОЦ.. 17
2.3. Модельный медиаплан МОЦ.. 19
Введение
В целях обеспечения достижения показателей развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Оренбургской области, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 (ред. от 20.06.2020), Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, региональным проектом «Успех каждого ребенка» (соглашение № 073-2019-E20057-1 от 7.02.2019) национального проекта «Образование»; руководствуясь основными положениями и показателями приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 №11, постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 года N 485-пп на территории региона реализуются мероприятия по развитию региональной системы дополнительного образования детей.
- соответствии с Приказом министерства образования Оренбургской области от 23 июля 2020 года № 01- 21/979, к 15 сентября 2020 года во всех муниципальных районах/городских округах региона должны быть созданы муниципальные опорные центры дополнительного образования детей (далее – МОЦ).
Важно подчеркнуть, что в соответствии с государственной стратегией развития системы дополнительного образования детей МОЦ рассматривается как новый формат проектного управления в муниципальном образовании. Основными направлениями деятельности МОЦ являются:
– запуск и функционирование регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей;
– внедрение и сопровождение персонифицированной системы финансирования дополнительного образования детей (далее ПФ ДОД);
– внедрение и реализация моделей по выравниванию доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
МОЦ на территории соответствующего муниципального образования необходимо:
1. Осуществлять организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе оказывать поддержку некоммерческим образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы).
2. Координировать деятельность муниципальных организаций и некоммерческих образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при включении ими данных в региональный навигатор.
В целях обеспечения достижения показателей развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Оренбургской области, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», руководствуясь основными положениями и показателями приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» определены общие приоритетные цели деятельности организаций дополнительного образования детей в 2020-2021 учебном году:
1. Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях[1].
2 Разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.
3. Увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период (в том числе краткосрочных программ, программ онлайн-смен и др.).
4. Расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего и среднего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен).
5. Внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки).
6. Нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации.
7. Создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
8. Расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей с использованием менторства и наставничества.
Выполнение задач по созданию и функционированию МОЦ возлагается на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, что предполагает:
- Разработку соответствующего пакета нормативных правовых документов, утверждаемых муниципальным правовым актом.
- Размещение информации, подтверждающей присвоенный статус МОЦ на сайте муниципального образования.
- Обеспеченность деятельности МОЦ инфраструктурными, материально-техническими и кадровыми ресурсами.
- Персональную ответственность должностного лица, определенного органом местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, за достижение целевых показателей:
– охвата детей дополнительным образованием (в том числе программами естественнонаучной и технической направленностей);
– охвата детей системой персонифицированного финансирования;
– сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
– разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
– разработку и внедрение моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности;
– создание и функционирование ежегодных сезонных школ для одарённых и высокомотивированных школьников.
Общие требования к управлению муниципальной системой дополнительного образования детей и функции ОМСУ в рамках реализации Проекта отражены в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»[2].
Настоящие методические рекомендации разработаны для успешной реализации задач по созданию и функционированию МОЦ на территории Оренбургской области и адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и сотрудникам МОЦ.
1. Организационные условия для создания и функционирования муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области
Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей в Оренбургской области (далее – МОЦ) – структурное подразделение организации дополнительного образования или общеобразовательной организации, наделенное правовым актом органа местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования.
МОЦ создается в каждом муниципальном образовании Оренбургской области (далее – МО). Решение о создании МОЦ и положение о МОЦ утверждаются муниципальным правовым актом.
Положение о МОЦ определяет:
– общие положения;
– цели и задачи;
– функции;
– организационную структуру;
– права и обязанности;
– порядок проведения мониторинга реализации мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребёнка»;
– процедуру обеспечения публичности деятельности;
– материально-техническое обеспечение.
Общая координация и контроль деятельности МОЦ обеспечиваются:
– на муниципальном уровне – органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;
– на региональном уровне – региональным модельным центром дополнительного образования детей Оренбургской области (структурное подразделение Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» (далее – РМЦ).
Взаимодействие РМЦ и МОЦ будет организовано на основании соглашения о сотрудничестве.
Руководство МОЦ осуществляет сотрудник образовательной организации, на базе которой создается МОЦ. Деятельность координатора МОЦ регламентируется должностной инструкцией, разработанной в форме локального акта образовательной организации.
Для эффективной работы МОЦ рекомендуемое количество сотрудников составляет не менее двух человек. В этой связи целесообразно предусмотреть возможность изменения штатного расписания образовательной организации с выделением не менее двух штатных единиц (руководитель-координатор и методист МОЦ).
Целью деятельности МОЦ является создание условий для обеспечения в МО эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных вариативных
- востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
МОЦ выполняет функции ресурсного центра, обеспечивает сотрудничество между региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и частными образовательными организациями разного уровня и ведомственной принадлежности, общественными и религиозными организациями и объединениями, предприятиями реального сектора экономики и бизнес-партнерами, своевременно информирует участников системы дополнительного образования детей и их социальных партнеров о вводимых на территории МО нововведениях в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
К числу приоритетных направлений деятельности МОЦ относятся:
– поддержка функционирования межведомственного муниципального сегмента общедоступного навигатора дополнительных образовательных программ;
– внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
– разработка и апробация моделей обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности;
– разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
– формирование позитивного имиджа муниципальной системы дополнительного образования детей.
Кроме того, зоной персональной ответственности МОЦ является предоставление статистической информации о результатах реализации основных мероприятий на территории МО и достижении целевых показателей регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В целях обеспечения своевременного выполнения задач по созданию и функционированию МОЦ на уровне МО необходимо разработать и утвердить муниципальным правовым актом дорожную карту (план первоочередных действий). Рекомендуем принять ниже изложенный план первоочередных действий по созданию и функционированию МОЦ обязательным к исполнению (см. таблицу).
Таблица
Дорожная карта по созданию и функционированию муниципального опорного центра дополнительного образования детей в _______________ (наименование муниципального образования) Оренбургской области
на 2020 2021 уч.год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Исполнитель | Результат |
Определение объекта для создания (размещения) МОЦ | Август — сентябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования | Нормативный правовой акт | |
Определение координатора МОЦ со стороны органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования | Август — сентябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования | Нормативный правовой акт | |
Подготовка и утверждение нормативного правового акта о создании МОЦ | Сентябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования | Нормативный правовой акт | |
Подготовка и утверждение нормативного правового акта об утверждении Положения о МОЦ | Сентябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования | Нормативный правовой акт | |
Подготовка и утверждение нормативного правового акта об утверждении штатного расписания МОЦ | Сентябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования/ МОЦ | Нормативный правовой акт | |
Разработка и утверждение должностных инструкций специалистов МОЦ | Сентябрь | МОЦ | Нормативный правовой акт | |
Подготовка и утверждение нормативного правового акта об утверждении плана работы МОЦ с предварительным согласованием с РМЦ | Сентябрь — октябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования | Нормативный правовой акт | |
Размещение на официальном сайте ОМСУ пакета нормативных правовых актов о деятельности МОЦ | Октябрь | органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования | Нормативный правовой акт | |
Создание информационного портала МОЦ, включающего тематические блоки: – методический; – дистанционный; – экспертно-аналитический; – информационный | Октябрь — ноябрь | МОЦ | Информационный портал | |
Заключение соглашения о сотрудничестве МОЦ с РМЦ | Сентябрь октябрь | МОЦ совместно с РМЦ | Соглашение о сотрудничестве | |
Привлечение интеллектуальных партнеров, бизнес-партнеров для реализации задач МОЦ | Октябрь — май | МОЦ | Соглашения о сотрудничестве |
Модельный пакет нормативных правовых актов по созданию функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области представлены в разделе 2.
2. Модельный пакет нормативных правовых актов по созданию функционированию муниципальных опорных центров дополнительного образования детей в Оренбургской области
Регламент и специфика деятельности МОЦ определяются пакетом нормативных правовых документов, утверждаемых муниципальным правовым актом.
- него входят следующие документы:
– положение о МОЦ;
– план работы МОЦ;
– медиаплан освещения деятельности МОЦ.
Ниже приведены модельные нормативные локальные акты.
2.1. Модельное Положение о МОЦ
Положение
- муниципальном опорном центре дополнительного образования детей
___________________ (наименование муниципального образования) Оренбургской области
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, условия, порядок деятельности муниципального опорного центра дополнительного образования детей (далее – МОЦ).
1.2. МОЦ создан на базе ________________________________________
(наименование образовательной организации) приказом ___________________
(наименование органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования – далее ОМСУ) от _______ № _______ «____________» (наименование акта).
1.3. МОЦ руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области.
- Цель и задачи деятельности МОЦ
2.1. Целью деятельности МОЦ является создание условий для обеспечения на территории _______________ (наименование муниципального
образования – далее МО) эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации
современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
2.2. Задачи МОЦ:
– осуществление организационной, методической, экспертно-консультационной поддержки участников системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей на территории _____________
(наименование МО);
– выявление, формирование и распространение лучших муниципальных практик реализации современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
– обеспечение содержательного наполнения межведомственного муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей Оренбургской области;
– организационно-техническое и методическое сопровождение внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в _____________ (наименование МО);
– организационное и методическое сопровождение работы по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей
- _____________ (наименование МО);
– создание организационных и методических условий, направленных на формирование кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей _____________ (наименование МО), в том числе на развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогических работников;
– формирование и распространение моделей сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ в_____________ (наименование МО) (в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
– разработка и апробация типовых моделей развития муниципальных систем дополнительного образования детей в ____________________
(наименование МО);
– организационное, методическое, аналитическое сопровождение работы
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в _____________ (наименование МО);
– создание условий для выявления, сопровождения и поддержки талантливых и одаренных детей на территории _____________ (наименование МО);
– создание условий по повышению доступности дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории _____________ (наименование МО).
- Функции МОЦ
3.1. Выполняет функцию ресурсного обеспечения муниципальной системы дополнительного образования детей, координирует деятельность и оказывает методическую поддержку образовательным организациям,
обеспечивающую согласованную реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной).
3.2. Обеспечивает межведомственное взаимодействие между участниками регионального проекта «Успех каждого ребёнка» в части развития дополнительного образования детей на уровне ____________ (наименование МО), осуществляет консультационную и административную поддержку его исполнителей,
проводит мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом, и осуществляет взаимодействие с региональным модельным центром дополнительного образования детей Оренбургской области (структурное подразделение Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» (далее – РМЦ).
3.3. Содействует распространению в муниципальной системе дополнительного образования детей эффективных практик реализации современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, в том числе с использованием дистанционных технологий, реализуемых на территории__________ (наименование МО), в Оренбургской области и других субъектах Российской Федерации, способствует продвижению лучших муниципальных практик.
3.4. Обеспечивает организационное и информационное сопровождение создания и функционирования модели персонифицированного финансирования обучающихся в муниципальной системе дополнительного образования детей.
3.5. Создает, апробирует и внедряет в _________ (наименование МО) модели обеспечения равного доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
3.6. Способствует развитию сетевых форм взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях дополнительного образования, расположенных на территории __________ (наименование МО).
3.7. Содействует проведению «сезонных школ», профильных смен по различным направленностям дополнительного образования детей, в том числе оказывает организационно-методическую поддержку в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ для организации летнего отдыха (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
3.8. Создает организационно-методические условия для непрерывного развития педагогических и управленческих кадров муниципальной системы дополнительного образования детей.
3.9. Обеспечивает реализацию мероприятий по информированию и просвещению родителей (законных представителей) обучающихся в области дополнительного образования детей.
3.10. Обеспечивает информационное сопровождение мероприятий для детей и молодежи в __________ (наименование МО), в том числе:
– формирует медиаплан и проводит мероприятия по освещению деятельности МОЦ;
– обеспечивает ведение публичного перечня мероприятий для детей и молодежи в __________ (наименование МО);
– формирует позитивный имидж системы дополнительного образования детей, в том числе с использованием ресурсов социальной рекламы;
– обеспечивает широкое вовлечение детей, в том числе детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в муниципальные конкурсные и иные мероприятия.
3.11. Формирует информационно-телекоммуникационный контур муниципальной системы дополнительного образования детей, включающий:
– содержательное наполнение межведомственного муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей Оренбургской области;
– создание и поддержку функционирования информационного сервиса МОЦ и проведение информационных кампаний по продвижению мероприятий
- муниципальной системе дополнительного образования детей через информационный портал МОЦ;
– координацию реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий на уровне муниципалитела.
3.12. Ведет работу совместно с профильными организациями по поддержке и сопровождению одаренных детей.
3.13. Содействует качественному развитию муниципальной системы дополнительного образования детей, в том числе через внедрение пилотных проектов обновления содержания и технологий дополнительного образования детей.
3.14. Организует на муниципальном уровне работу по независимой оценке качества дополнительного образования детей.
3.15. Выполняет функции муниципального оператора при проведении муниципальных этапов областных мероприятий с обучающимися.
3.16. Обеспечивает выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала в муниципальной системе дополнительного образования детей (организационно-методическое сопровождение инвентаризации).
- Организационная структура МОЦ
4.1. Общая координация и контроль деятельности МОЦ осуществляется
__________ (наименование ОМСУ) и руководителем МОЦ.
4.2. Деятельность МОЦ осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации, на базе которой он создан, положением о МОЦ, планом работы, согласованным с __________ (наименование ОМСУ) и РМЦ.
4.3. В структуре МОЦ могут создаваться отделы, временные творческие группы, лаборатории, службы и проектные офисы для решения конкретных оперативных задач.
- Права и обязанности МОЦ
5.1. МОЦ имеет право:
– вносить предложения, направленные на развитие муниципальной системы дополнительного образования детей, в органы исполнительной власти, ОМСУ, образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы;
– запрашивать у участников образовательных отношений в сфере дополнительного образования детей любую информацию, необходимую для
обеспечения согласованного развития муниципальной системы дополнительного образования детей;
– взаимодействовать с различными органами, государственными и общественными организациями, пилотными площадками, базовыми организациями дополнительного образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, иными структурами:– по стратегическим вопросам реализации регионального проекта;
– по вопросам повышения профессионального уровня руководящих и педагогических кадров муниципальной системы дополнительного образования детей;
– по вопросам ресурсного обеспечения муниципальной системы дополнительного образования детей;
– по вопросам повышения доступности и качества дополнительного образования детей.
5.2. МОЦ осуществляет подготовку отчета о реализации плана работы и предоставляет оперативную информацию по направлениям своей деятельности
- РМЦ, _________________ (наименование ОМСУ).
5.3. МОЦ обязан:
– соблюдать законодательство Российской Федерации и Оренбургской области;
– своевременно выполнять задачи, указанные в разделе 2 настоящего положения.
- Порядок проведения мониторинга реализации мероприятий
регионального проекта «Успех каждого ребёнка»
6.1. Мониторинг реализации мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребёнка» (далее – мониторинг) на территории ___________ (наименование МО) организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и иной информации о результатах реализации мероприятий и оценке достигнутых результатов, полученной от образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе в сетевой форме и/или с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).
6.2. При проведении мониторинга используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках деятельности МОЦ.
6.3 Мониторинг проводится согласно планам работы РМЦ.
- Процедуры обеспечения публичности (открытости)
деятельности МОЦ
7.1. Публичность (открытость) информации о деятельности МОЦ обеспечивается за счет размещения оперативной информации на официальных сайтах __________ (наименование ОМСУ), информационном портале МОЦ.
- Материально-техническое обеспечение
8.1. Материально-техническое обеспечение деятельности МОЦ осуществляется за счет средств бюджета ____________ (наименование МО).
2.2. Модельный план работы МОЦ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Директор РМЦ
_________________________________________
«___» _________ 2020 года
Руководитель органа местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования
_____________________________________
«____» __________ 2020 года
План работы муниципального опорного центра дополнительного образования детей ___________ (наименование муниципального образования) Оренбургской области на 2020 год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный | Результат |
Инвентаризация реализуемых программ дополнительного образования детей в МО | Октябрь – ноябрь Далее ежегодно | Специалист или рабочая группа | Аналитическая информация | |
Формирование реестра дополнительных образовательных программ | Ноябрь – декабрь | Специалист МОЦ | Реестр программ | |
Проведение независимой оценки качества дополнительных образовательных программ | 1 этап ноябрь – декабрь 2 этап: май — июнь | Специалист МОЦ | Протокол | |
Формирование муниципального сегмента регионального навигатора дополнительного образования детей | 1 этап ноябрь – декабрь 2 этап: май — июнь | Специалист МОЦ | 50% наполнение сегмента Навигатора | |
Организационные мероприятия по внедрению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей | Октябрь – июнь | Специалист МОЦ | План мероприятий | |
Подготовка отчетной документации о деятельности МОЦ | Декабрь | Специалист МОЦ | Отчет о выполнении | |
Поддержание в актуальном состоянии информационного портала МОЦ | В течение периода | Специалист МОЦ | Своевременное обновление информации | |
Организация повышения квалификации сотрудников образовательных организаций дополнительного образования и МОЦ | В течение периода | Специалист МОЦ | Отчет о выполнении (ежеквартально) | |
Организация краткосрочных обменов педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей и МОЦ, в том числе совместно с РМЦ | В течение периода | Программы проведения Отчет о выполнении(2 раза в год) | ||
Проведение мониторинговых исследований по запросу РМЦ | В течение периода | Форма отчета | ||
Подготовка ежегодного отчета о реализации на территории муниципального образования регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» | В течение периода | Отчет в РМЦ Информационно- аналитические материалы |
2.3. Модельный медиаплан МОЦ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Директор РМЦ
_________________________________________
«___» _________ 2020 года
Руководитель органа местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования
_____________________________________
«____» __________ 2020 года
Медиаплан освещения деятельности муниципального опорного центра дополнительного образования детей ___________ (наименование
муниципального образования) Оренбургской области на 2020 год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Результат |
п/п | Специалист МОЦ | |||
1. | Создание и поддержание в | В течение | Специалист МОЦ | Функционирование |
актуальном состоянии | года | портала | ||
информационного портала МОЦ | ||||
2. | Проведение информационной | В течение | Специалист МОЦ | Информационное |
кампании по продвижению | года | наполнение | ||
мероприятий регионального | разделов портала | |||
проекта «Успех каждого ребенка» | ||||
через информационный портал | ||||
МОЦ | ||||
3. | Размещение пресс-релизов и пост- | В течение | Специалист МОЦ | Пресс-релизы и |
релизов о деятельности МОЦ в | года | пост-релизы | ||
социальных сетях, СМИ, сети | ||||
Интернет | ||||
4. | Изготовление и тиражирование | В течение | Специалист МОЦ | Полиграфическая |
полиграфической продукции, | года | продукция | ||
освещающей деятельность МОЦ | ||||
5. | Размещение статей в СМИ и | В течение | Специалист МОЦ | Статьи, |
видеороликов в социальных сетях о | года | видеоролики | ||
деятельности МОЦ | ||||
6. | Предоставление отчетной | Июнь | Специалист МОЦ | Отчет в РМЦ |
информации о реализации | Декабрь | |||
медиаплана | ||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание и функционирование МОЦ в каждом муниципальном районе / городском округе Оренбургской области призвано обеспечить качественные изменения в муниципальной системе дополнительного образования детей, а также организовать эффективное взаимодействие между образовательными организациями всех типов, уровней и межведомственной принадлежности, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в регионе.
Эффективность деятельности МОЦ обеспечивается за счет продуктивности консолидирующих усилий региональных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, РМЦ и МОЦ, институциональных органов управления дополнительным образованием детей.
При этом нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы развития системы дополнительного образования детей на территории региона, муниципального района / городского округа формируются на основании решения регионального межведомственного совета и муниципальных межведомственных групп по развитию региональной системы дополнительного образования.
- числу ожидаемых результатов, призванных восполнить дефициты региональной системы дополнительного образования детей, по итогу реализации следует отнести:
– обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
– формирование эффективной межведомственной и межуровневой системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;
– создание конкурентных условий для развития различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от их организационно-правовой формы;
– формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на совершенствование системы финансирования дополнительного образования детей;
– обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития региона и страны.
Важно еще раз подчеркнуть высокую степень персональной ответственности лиц, на которых возложены полномочия по обеспечению достижения целевых показателей реализации Проекта на институциональном, муниципальном и региональном уровнях в части:
– охвата детей дополнительным образованием, включая ПФ ДОД;
– функционирования муниципальных сегментов регионального общедоступного навигатора дополнительного образования детей;
– разработки и внедрения моделей и программ по обеспечению доступности дополнительного образования детей с разными образовательными потребностями и возможностями;
– создания и организации деятельности заочных школ для мотивированных школьников;
– переподготовки и повышения квалификации сотрудников и специалистов системы дополнительного образования детей.
Для уточнения планов деятельности конкретных МОЦ рекомендуем изучить нормативные и методические ресурсы (список литературы).
Список сокращений
МО – муниципальное образование
МОЦ – муниципальный опорный центр
ОМСУ – орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования
ПСФ ДОД – персонифицированная система финансирования дополнительного образования детей
РМЦ – Региональный модельный центр
Список литературы
- Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей — Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительноеобразование для детей». – М.: Фонд новых форм развития образования,Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана 2017– 608 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1.metodlaboratoria-vcht.ru/_ld/0/71_IRg.pdf
- Интеграция общего и дополнительного образования детей. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/integr.pdf
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827) и комплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г. № 3274п-П8)
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kriro.ru/upload/docs/Proekti/Modernizacia%20obshego%20obrazovania/FGOS_NO_OOO/organizacia_innovacionnoy_deyatelnosti/7-489_mod_integr.pdf
- Национальный проект «Образование» — паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)
- Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» (в редакции от 25.06.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/upload/medialibrary/4d5/202_yspex_kaqdogo_rebenka.pdf
- Письмо министерства Просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № тс-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
- Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий
- Письмо Минпросвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976_04 О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций«
- План мероприятий («дорожная карта») «Кружковое движение» — Приложение к протоколу заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. № 3
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» №417 02.04.2020
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 № 58824)
- Приказ № 104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375, об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2019 года №Р-136 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-21 «Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей»
- Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ»
- Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»)
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» — Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3
[1] Данная цель была озвучена Т.В. Васильевой – заместителем Министра просвещения Российской Федерации на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (28 июля 2020 года)
[2] Ссылка на документ: https://cdnimg.rg.ru/pril/179/23/86/56722.pdf